Юрий Энтин: "Я - РУССКИЙ ЕВРЕЙ"

Газета "Еврейское местечко", 10 июня 2011 г.

В гостях у гостя
 
На стыке весны и лета Кишинёв впервые принимал у себя международный фестиваль песен нашего детства "Крылатые качели". Этот весьма представительный творческий смотр, как и все ему предшествовавшие, проводившиеся, начиная с 2008 года в России, США, Иордании, Марокко, Египте, Китае, Тунисе и Словении, был организован Информационно-консалтинговым агентством "СМИ и бизнес" (Москва). На сей раз - при активном содействии Российского центра науки и культуры в Молдове и Республиканского центра детей и молодежи АRТIСО и поддержке Посольства РФ в РМ, Министерства просвещения РМ и местных общественных организаций российских соотечественников.
Свою весомую лепту в подготовку и проведение нынешнего и предыдущих конкурсов внесли Творческий центр Юрия Энтина и, разумеется, сам популярный поэт-песенник Ю.Энтин, являющийся президентом фестиваля с момента его основания и именно в этом качестве посетивший столицу Молдовы.
Он, за день до завершения нынешнего музыкального праздника, дал в Центре АRТICО пресс-конференцию. Открывавшему ее главе Представительства Россотрудничества в РМ Валентину Рыбицкому не понадобилось обстоятельно представлять присутствующим своего соотечественника. Ведь трудно отыскать - среди говорящих по-русски - человека, которому не были б знакомы давно уже ставшие не только крылатыми, но и расхожими фразы "Ох, рано встает охрана", "Вжик-вжик-вжик - уноси готовенького!", "Лучший мой подарочек - это ты", "Куда идет король - ба-а-льшой секрет" и десятки других, "оприходованные" нами из песен, написанных на стихи Ю.Энтина. Да и в непреходящей популярности многих фильмов ("Приключения Буратино", "Достояние республики", "Гостья из будущего", "Бременские музыканты", "Голубой щенок", "Приключения Электроника", "Ну, погоди!" и пр.) песни на стихи этого поэта сыграли далеко не последнюю роль. Всего же за четыре с лишним десятилетия активной творческой деятельности Ю.Энтиным создано около шестисот песен, нравящихся и детям, и взрослым.
Среди его почитателей (о чём с интересом узнали во время пресс-конференции все на ней присутствовавшие) - президент России Дмитрий Медведев и глава Правительства РФ Владимир Путин. Первый из них сам в этом признался, когда в прошлом году поздравлял Ю.Энтина с 75-летием, тут же добавив, что его, Медведева, супруга, стоящая рядом, - тоже поклонница энтинского таланта. 
Давно обретя широкое общественное признание (даже - повторимся - и нынешнего "тандема" с "прицепом"), Ю.Энтин, однако, почему-то так и не удостоился ни одного почётного звания, ни госнаград, да и членом двух творческих союзов - кинематографистов и писательского - стал сравнительно недавно.
Но и, сообщая журналистам о столь труднообъяснимой немилости судьбы, Ю.Энтин не преминул подтрунить над собою, опять-таки, не без иронии, заявив, что именно поэтому так гордится титулом президента фестиваля "Крылатые качели": президент - это, согласитесь, звучит…
Говоря о самом фестивале, инициатор его проведения сразу посерьёзнел и, пояснил: "Фестиваль - теперь едва ли не единственное место, где может прозвучать новая детская песня". 
 
Нет-нет, такие, рассчитанные на юную аудиторию, стихи и мелодии всё же создаются, да и сам Энтин не поставил крест на любимом жанре; но - вот закавыка: пускать детскую песню в эфир ныне не спешат, и значит, услышать ее фактически негде. Искусство, адресованное детской аудитории, в минувшую, советскую эпоху процветавшее, уже вскоре после того, как распался СССР, тоже, по сути, перестало существовать, лишившись государ-ственной "подпитки". Соответственно, и число имеющих намерение его сохранению и развитию "поспоспешествовать" - сильно поубавилось. Все хлопоты по организации концертного исполнения детской песни, или ее записи на кассету, и тем паче, выхода в телеэфир - возложены на самих авторов, которые, увы, далеко не всегда располагают для этого реальными возможностями.
Потому и был затеян фестиваль, где и лучшие детские песни могут обрести прямой доступ к широкой аудитории, и юные вокалисты, ансамбли и хоры - продемонстрировать свое исполнительское мастерство. 
(В скобках отметим, что заключительный гала-концерт "Крылатых качелей", состоявшийся 1 июня - в Международный день защиты детей - в кишиневском Дворце культуры железнодорожников, явился убедительным подтверждением только что сказанному. Большинство из 20 юных певцов, несколькими днями ранее успешно зарекомендовавших себя в ходе отборочного конкурса, и на этом концерте выступили достойно. Звучавшие в их исполнении песни (в том числе энтинские "Лесной олень", "Чунга-Чанга", "Крылатые качели" и др.) в очередной раз порадовали и юных, и взрослых меломанов. Особых похвал публики удостоилась кишиневская лицеистка Кристина Вылкова, получившая Гран-при фестиваля - за исполнение песни "Ветер перемен").
Но вернёмся к пресс-конференции.
На ней и Вашему корреспонденту удалось задать гостю несколько вопросов.
Я, в частности, поинтересовался у Энтина, верны ли слухи, что он в 90-е годы, оставшись, как и многие, не у дел, намеревался эмигрировать.
Юрий Сергеевич назвал это домыслами, не имевшими под собою реальных оснований. По его словам, он не мыслит себя вне России, не мог бы существовать и творить вне русской языковой среды.
Даже как-то съездив впоследствии в Германию - к переселившемуся туда Давиду Тухманову (одному из композиторов, с которыми Энтин создал немалое число песенных хитов), поэт в этой стране уже через несколько дней почувствовал себя "не в своей тарелке". 
 
Впрочем, эмигрантом Энтина всё-таки кое-кто именовал - "с лёгкой руки" Геннадия Хазанова. Популярный мастер эстрады так назвал своего друга-поэта потому, что тот в своё время "эмигрировал" из Первопрестольной в расположенную в 60 км от Москвы деревню Деденево и живет там в старинном доме, построенном еще в 1902 году. Стены этого дома помнят бывавших здесь, у прежних его хозяев, в до- и послереволюционные годы, русских писателей, композиторов, артистов и других знаменитостей.
Ну а в последние десятилетия сюда частенько наведываются многие нынешние VIPы - известные мастера культуры, друзья и приятели Энтина.
Причем они не упускают случая в очередной раз заглянуть в "Дом КультЮры" (так жена назвала кабинет, в котором ее именитый супруг сочиняет детские песни и рассчитанные на взрослую аудиторию пародии, эпи-граммы, сатирические стихи, а также порой - произведения на политические темы.)
"Эмигрировать" сюда Энтины были вынуждены из-за отсутствия в 90-е годы "фронта работ" и возникших материальных трудностей. Чтобы как-то "удержаться на плаву", им пришлось сдавать свою квартиру (а жили они до этого в центре Москвы, между двумя Арбатами - "старым" и Новым, в доме, расположенном внутри станции метро "Смоленская") - и на получаемые средства жить в деревне.
Другие поступали радикальнее: Тухманов уехал в 1990-м, годом позднее - еще один соавтор Энтина, Максим Дунаевский, тоже подался "за бугор"; многие из оставшихся маялись без работы. Так что, как видим, слухи о возможной эмиграции Энтина все же были не совсем "беспочвенными".
Уже после окончания пресс-конференции удалось получить весьма любопытные ответы нашего гостя еще на пару вопросов.
В частности выяснилось, что, начавший писать стихи и песни для детей в середине 60-х годов, Энтин прежде и предположить не мог, что когда-либо будет заниматься чем-то подобным.
Литературой он увлекался еще в школьные годы, но в куда большей мере - историей и… политикой. Мечтал стать (даже с трех раз не догадаетесь - кем!) министром иностранных дел.
Попытался поступить в Историко-архивный институт, но ему дали понять, что с его "пятой графой" туда соваться нечего. (В те времена в этот престижный, полузакрытый вуз удалось попасть лишь одному счастливцу, в жилах которого текла и еврейская кровь, - ныне прославленному драматургу и автору трудов по истории Эдварду Радзинскому.) Пришлось Энтину пополнять свои познания на истфаке пединститута, а затем - на факультете редактирования в полиграфическом.
Не будем гадать, что отечественная дипломатия потеряла, в своё время не заполучив в качестве главы внешнеполитического ведомства такую незаурядную личность; но то, что российская культура многое обрела, - вряд ли оспоримо.
Говоря о своих друзьях, чаще остальных посещающих его, Энтин назвал Адольфа Шаевича - Главного раввина России, который, по словам моего собеседника, приходил к нему совсем недавно: помогал хозяину дома… чинить забор, оказавшись и в этом деле отменным специалистом.
 
… После завершения пресс-конференции наш гость раздавал автографы присутствовавшим на ней журналистам.
 
Когда же я попросил оставить автограф для читателей газеты "с пятой графой", Энтин не сразу взялся за перо. Возникшую заминку он объяснил тем, что ему куда привычнее сочинять поэтические экспромты, чем прозаические тексты подобного содержания. Тем не менее короткий "месседж" к читателям "ЕМ" был написан, и он, как мне кажется, кое-что добавляет к нашим представлениям о популярном поэте-песеннике, в чем убедится любой, прочитавший это энтинское откровение!
 
Михаил ДРЕЙЗЛЕР 
Юрий Энтин